суббота, 16 февраля 2013 г.

Приговор постмодернизму...


Михаил Журавлёв 

Приговор постмодернизму...
http://www.proza.ru/2009/08/11/243 -
полный текст. Мы публикуем только отрывок, проявляя интерес к творчеству автора.

В последние годы критика многократно повторяла мысль о закате большой оперы и симфонии. В книге о творчестве великой и загадочной Галины Уствольской я прочитал, что её странные, ни на что не похожие симфонии – вершина и итог всей истории этого жанра, якобы исчерпываемого симфониями Галины Ивановны. Схожие мысли высказывал Л.Н.Раабен, сравнивая «экстремальную», близкую по духу именно творениям Г.Уствольской XIV симфонию Д.Шостаковича с его же последней XV симфонией, которую находил «шагом назад», ввиду «постмодернистской рефлексии», заключая, что классический жанр, таким образом, по-видимому, себя исчерпал. Официальная критика о «Детях Розенталя» неоднократно педалировала нечто подобное и в отношении оперного жанра. Высказывалась мысль о неизбежности «смерти несостоятельного рода искусства, всё более превращающегося в подобие музея». Полноте, «товарищи учёные, доценты с кандидатами…»! Вся история оперы, начиная с её возникновения в 1600 году, это история непрерывных кризисов и реформ, если почитать учебники. Как и история симфонии, которой предрекали конец и после смерти Бетховена, и с появлением Скрябина, и с возникновением послевоенных центров ультрарадикального искусства в Париже (П.Булез), Германии (К.Штокхаузен), США (Дж. Кейдж). Однако «никто не умер», оперные театры время от времени радуют публику и новинками от современников, на концертных эстрадах периодически появляются и новые симфонии. Причина рассуждений «о смерти оперы и симфонии» та же, что и кликушество на тему «конца истории в эпоху глобализма». Так называемый ПОСТМОДЕРНИЗМ. Основа этого явления, на мой взгляд, в одних случаях, осознанная, в других, по заблуждению или вследствие недостатка таланта, ПОДМЕНА СУТИ ТОГО, ЧТО МЫ НАЗЫВАЕМ ИСКУССТВОМ. Суть искусства – художественный образ. Именно эта целостность, действуя непосредственно на наши чувства и разум, заставляет переживать сложную гамму эмоций, рождая ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ЧУВСТВО. Постмодернисты заменяют художественный образ СИМВОЛОМ, ЗНАКОМ, понуждая зрителя, слушателя, читателя не переживать чувства, а с увлечением разгадывать ребусы и головоломки, получая ту или иную порцию ЗАШИФРОВАННОЙ ИНФОРМАЦИИ, чаще всего, этически негативной. Разочарование в человеке и человечестве, отрицание в нём духовного начала и душевных свойств, перенос центра внимания на бесконечную и бессмысленную игру – вот признаки такого «искусства». Продукция сего рода, повсюду вытесняя подлинно художественную, работает на постепенное превращение человека в безыдейное создание, существующее в мире бесконечного потребления и бесконечной игры по замысловатым правилам. Учуяв силу воздействия такой продукции на массового ПОТРЕБИТЕЛЯ, «архитекторы» Нового Мирового Порядка начали её активное поощрение, внедрение и пропаганду. Колоссальные финансовые средства закачивались в сеть т.н. «Музеев Современного Искусства» по всему миру, в сеть фестивалей т.н. «новой музыки», вся новизна коей лишь в догматическом отрицании художественного начала, в поддержку т.н. «авангардистского театра» и т.д. Источники средств часто лежали в недрах военных бюджетов (Гарвардский проект и А.Далес), спекулятивного фондового и валютного рынка (Дж.Сорос). За несколько десятилетий активной пропаганды «нового искусства» сформировалось то, что мы и называем теперь «постмодерном», со своими «классиками», со своим «андеграундом» и даже с публикой, выращенной на этом «комбикорме» и уже не представляющей без него полноценного существования.
(опубликовано в газете "Новый Петербургъ" 28.07.2009)

Комментариев нет:

Отправить комментарий